МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6"
город Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Пути и решения проблемы выбора темы итогового проекта школьника

    Чечкенева Людмила Витальевна, учитель биологии

    Задача современной школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенку максимально самореализоваться, развить свои способности и творческий потенциал. Социальная гибкость и мобильность является результатом умений планирования, моделирования и проектирования их жизни. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся является все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственной деятельности обучающихся. Школа является базой, фундаментом всего последующего образования человека. Она развивает не только мотивацию и интерес, но и организует подготовку к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом.

    Согласно ФГОС выполнение индивидуального итогового проекта, обязательно для каждого обучающегося 10 или 11 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. В 10 классе ведется курс под названием «Индивидуальный проект»

    Важно понять, что в данном случае не идёт речь об одарённых детях, а работа осуществляется с детьми разного уровня развития, и самым первым этапом является выбор темы. Как я называю этот этап пойди туда, не знаю куда. И каждый из педагогов с этой проблемой так или иначе сталкивается. Выбор темы проекта - это самый важный этап в ее написании.

    Хорошая тема дарит вдохновение и мотивацию, плохая убивает стремление к учёбе и отравляет жизнь.

    При выборе темы возможны три варианта:

    1. Выбор темы из предложенного учителем списка (для выбора темы можно использовать сайт https://obuchonok.ru/node/7110
    2. Выбор темы осуществляет учитель, а ученик с ней соглашается
    3. Выбор темы ученик осуществляет самостоятельно

    Согласно стратегии персонализации образования, третий вариант наиболее предпочтителен, так как должна поддерживаться инициатива обоснованного выбора темы учеником самостоятельно и реализация его потенциала.

    Мы с учениками при выборе темы используем технологию и инструмент «Матрица тем». (3) Итак, существует 3 способа

    Способ 1

    В матрице берем школьный предмет, который нравится или понятен и учитывается интерес или хобби. При составлении матрицы ученик должен ответить на два вопроса: 1. Какие направления школьного предмета ему интересны

    2. Чем ученик любит заниматься в свободное время.

                                                             Биология

    Хобби

    Направления

    Генетика

    Цветоводство

    медицина

    Музыка

    Кошки

    Рукоделие

    Далее проводим своего рода мозговой штурм и пытаемся объединить направления и увлечения.

    Иногда кажется, что получается бред, но мы это делаем в команде, идеи формулировки темы приходят самые необычные, получается больше вариантов и конечно это весело и продуктивно.  В данной матрице не всегда графы заполняются и иногда очень легко ложатся друг на друга. Примерные темы:

    1. Зависимость музыкальных способностей от генов
    2. Генетическое моделирование музыки
    3. Травоядные хищники: почему кошки едят траву?
    4. Влияние рукоделия на здоровье человека.
    5. Рукоделие – гимнастика для мозга.

    Способ 2 который органичен при профильном обучении

    В матрице берем профессии и школьные предметы

    Предмет

    Профессия

    Врач

    дизайнер

    программист

    фармацевт

    Химия

    +

    Биология

    +

    +

    +

    Информатика

    +

    ИЗО

    +

    Примерные темы:

    1. Арт-терапия в борьбе со стрессом
    2. Создание топиара дерево счастья.
    3. Влияние компьютерных игр на здоровье человека
    4. Какой химический элемент чаще всего используется в лекарствах

    Способ 3

    Сочетаем школьный предмет и интерес, хобби

    1. Историческая биология в компьютерных играх (биология/компьютерные игры)
    2. Анималистический рисунок и его использование в дизайне помещений (ИЗО/ домашние животные)
    3. Биологические ошибки в художественных произведениях (биология/чтение)
    4. Моделирование животных будущего (биология, информатика/программирование)
    5. Создание компьютерных библиотек биологических дракон-схем (биология/программирование)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике