Чечкенева Людмила Витальевна, учитель биологии
Пути и решения проблемы выбора темы итогового проекта школьника
Задача современной школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенку максимально самореализоваться, развить свои способности и творческий потенциал. Социальная гибкость и мобильность является результатом умений планирования, моделирования и проектирования их жизни. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся является все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственной деятельности обучающихся. Школа является базой, фундаментом всего последующего образования человека. Она развивает не только мотивацию и интерес, но и организует подготовку к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом.
Согласно ФГОС выполнение индивидуального итогового проекта, обязательно для каждого обучающегося 10 или 11 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. В 10 классе ведется курс под названием «Индивидуальный проект»
Важно понять, что в данном случае не идёт речь об одарённых детях, а работа осуществляется с детьми разного уровня развития, и самым первым этапом является выбор темы. Как я называю этот этап пойди туда, не знаю куда. И каждый из педагогов с этой проблемой так или иначе сталкивается. Выбор темы проекта - это самый важный этап в ее написании.
Хорошая тема дарит вдохновение и мотивацию, плохая убивает стремление к учёбе и отравляет жизнь.
При выборе темы возможны три варианта:
- Выбор темы из предложенного учителем списка (для выбора темы можно использовать сайт https://obuchonok.ru/node/7110
- Выбор темы осуществляет учитель, а ученик с ней соглашается
- Выбор темы ученик осуществляет самостоятельно
Согласно стратегии персонализации образования, третий вариант наиболее предпочтителен, так как должна поддерживаться инициатива обоснованного выбора темы учеником самостоятельно и реализация его потенциала.
Мы с учениками при выборе темы используем технологию и инструмент «Матрица тем». (3) Итак, существует 3 способа
Способ 1
В матрице берем школьный предмет, который нравится или понятен и учитывается интерес или хобби. При составлении матрицы ученик должен ответить на два вопроса: 1. Какие направления школьного предмета ему интересны
2. Чем ученик любит заниматься в свободное время.
Биология
Хобби |
Направления |
||
Генетика |
Цветоводство |
медицина |
|
Музыка |
|||
Кошки |
|||
Рукоделие |
Далее проводим своего рода мозговой штурм и пытаемся объединить направления и увлечения.
Иногда кажется, что получается бред, но мы это делаем в команде, идеи формулировки темы приходят самые необычные, получается больше вариантов и конечно это весело и продуктивно. В данной матрице не всегда графы заполняются и иногда очень легко ложатся друг на друга. Примерные темы:
- Зависимость музыкальных способностей от генов
- Генетическое моделирование музыки
- Травоядные хищники: почему кошки едят траву?
- Влияние рукоделия на здоровье человека.
- Рукоделие – гимнастика для мозга.
Способ 2 который органичен при профильном обучении
В матрице берем профессии и школьные предметы
Предмет |
Профессия |
|||
Врач |
дизайнер |
программист |
фармацевт |
|
Химия |
+ |
|||
Биология |
+ |
+ |
+ |
|
Информатика |
+ |
|||
ИЗО |
+ |
Примерные темы:
- Арт-терапия в борьбе со стрессом
- Создание топиара дерево счастья.
- Влияние компьютерных игр на здоровье человека
- Какой химический элемент чаще всего используется в лекарствах
Способ 3
Сочетаем школьный предмет и интерес, хобби
- Историческая биология в компьютерных играх (биология/компьютерные игры)
- Анималистический рисунок и его использование в дизайне помещений (ИЗО/ домашние животные)
- Биологические ошибки в художественных произведениях (биология/чтение)
- Моделирование животных будущего (биология, информатика/программирование)
- Создание компьютерных библиотек биологических дракон-схем (биология/программирование)