МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6"
город Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Творческий проект как условие развития личностного потенциала учащихся на уроках труда (технологии) и во внеурочной деятельности

    Казаковцева Елена Алексеевна, учитель технологии

    Если человек в школе не научится творить, 
    то и в жизни он будет только подражать и копировать.
    Л. Н. Толстой

     

    Актуальность темы «Творческий проект как условие развития личностного потенциала учащихся на уроках труда (технологии) и во внеурочной деятельности» обусловлена возрастающей ролью технологий в современном мире, потребностью школ в разработке эффективных методов обучения, которые направлены на воспитание творческой, активной и культурной личности. Предмет «Технология» предоставляет широкие возможности овладения различными приёмами творческой деятельности и развития личностного потенциала учащихся.

    Образовательная область «Технология» является составной частью общего образования. Она была введена в 1993 году и включает в себя технический, обслуживающий, сельскохозяйственный труд и черчение. «Технология» формирует технологическую культуру личности и обеспечивает общеобразовательное понимание техники и технологий, знакомит с миром профессий и труда, а также позволяет овладеть метапредметными результатами образования на примере предметно-практической деятельности.

    Современный урок технологии — это урок, на котором используются активные методы обучения, интеграция разных предметов и творческий подход. Такой урок учитывает индивидуальные особенности школьников, использует различные методы и технологии обучения, а также обеспечивает достижение планируемых образовательных результатов. Новые подходы в образовании основаны на использовании новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Проектная деятельность развивает у учащихся технологическую грамотность, командный дух, ответственность и творческий подход к решению задач, что способствует повышению мотивации и достижению образовательных результатов.

    Цель методической разработки по теме «Творческий проект как условие развития личностного потенциала учащихся на уроках труда (технологии) и во внеурочной деятельности» — показать возможности использования метода проектов для создания положительной мотивации к самостоятельной и творческой деятельности; развитие личностных качеств и способностей учащихся; повышение творческой самостоятельности, усиление уверенности учащихся в собственных силах; актуализация и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях.

    Гипотеза работы заключается в предположении о том, что использование метода творческих проектов в процессе обучения технологии является одной из значимых  образовательных технологий, способствует развитию творческих способностей учащихся в области проектирования и изготовления изделий, способствует развитию личностного потенциала учащихся, стимулирует их активность, творчество, самостоятельность, развивает критическое мышление и навыки решения проблем.

    Задачи методической разработки следующие:

    1. Проанализировать теоретико-методологическую основу темы «Творческий проект как условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках труда (технологии) и во внеурочной деятельности»,  изучить особенности и принципы проектных технологий в образовании.
    2. Проанализировать классификации проектов и способы организации проектной деятельности на уроках технологии, изучить эффективность использования метода проектов на уроках технологии и внеурочной деятельности.
    3. Рассмотреть влияние проектных технологий на развитие навыков и компетенций учащихся.
    4. Проанализировать примеры успешных проектов и их влияние на образовательный процесс.

    Методы и способы обучения: использование метода проектов, творческих  заданий, проблемных ситуаций и практических работ.

    Организационные формы обучения: групповые и индивидуальные проекты, выставки, конкурсы и мастер – классы для демонстрации и оценки результатов работы учащихся.

    Практическая значимость методической разработки: полученные результаты могут быть использованы при подготовке и планировании уроков, занятий внеурочной деятельности, а также для организации сопровождения проектных работ обучающихся.

    Теоретико-методологическая основа метода проектов

    В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн - проекты, бизнес - проекты, шоу-проекты и т.д. Проекты окружают нас повсюду: от строительства дома до создания презентации на работе. Что же такое проект? Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед»): 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел».

    Обратимся к словарю: «метод проектов»: система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

    Метод проектов, как метод деятельностного подхода в обучении возник ещё в XVI

    веке в архитектурных мастерских Италии. Долгую и достаточно продуктивную историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике можно разделить на пять этапов:

    - 1590 – 1765 г.г.: начало проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы;

    - 1765 – 1880 г.г.: использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его «переселение» на американский континент;

    - 1880 – 1915 г.г.: использование метода проектов в производственном обучении и в

    общеобразовательных школах;

    - 1915–1965г.г.: переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу;

    - 1965 г. – по настоящее время: новое «открытие» метода проектов, третья волна его

    международного распространения.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что метод проектов не является новым в истории развития образования. Как метод деятельностного обучения он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ–идеалист Джон Дьюи. Метод проектов возник во второй половине XIX века в США на основе теоретических концепций прагматической педагогики. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Развитие системно -деятельностного подхода в середине ХХ века возродил интерес к использованию метода проектов в процессе обучения. Но свое «второе рождение» данный метод получил вместе с переходом к новой образовательной парадигме. Использование новой научно-методической основы, развитых информационных технологий позволили включить метод проектной деятельности в круг наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которого невозможно реализовать центральные установки современного образования: «научить детей учиться».

    Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности

    школьников.

    Организация метода проектов на уроках труда (технологии)

    и во внеурочной деятельности.

    Особенности и принципы проектных технологий в образовании.

    Для развития творческих и познавательных процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности на уроках часто используются проекты. Проекты помогают ориентироваться в информационном пространстве и способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности учащихся, приобретении опыта решения практических задач и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

    Классификация проектов на уроках может быть осуществлена по следующим основаниям:

    •  По доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные проекты.
    • По предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одной области знаний) и межпредметные проекты.
    • По характеру координации: с открытой координацией (учитель выполняет роль консультанта) и со скрытой координацией (учитель выступает в роли незаметного помощника).
    • По характеру контактов: внутренние (в рамках класса или школы) и внешние (с привлечением других школ или организаций).
    • По количеству участников: индивидуальные, парные и групповые проекты.

    Организация метода проектов на уроках технологии и во внеурочной деятельности  предполагает создание условий для самостоятельной, творческой работы обучающихся под руководством учителя. Это помогает развивать мотивацию к обучению, творческие способности и навыки практической деятельности.

    Проекты могут быть связаны с разработкой и изготовлением различных изделий, например, декоративных изделий, одежды, аксессуаров и т. д. Важно выбирать объекты труда, которые интересны учащимся и имеют практическое значение.

    Метод проектов на уроках технологии позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, интегрировать знания и умения из разных школьных предметов, развивать творческие способности и познавательную активность учащихся.

    Хочу поделиться опытом работы по организации проектной деятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Для примера приведу разработанную мною и сертифицированную программу дополнительного образования художественной направленности «Школьное ателье «Новый стиль» (Приложение 1).

    Целью данной программы является формирование интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, направленных на раннюю предпрофильную ориентацию в области моделирования, конструирования и технологии изготовления швейного изделия с применением метода проектов.  Программа ориентирована на разработку учащимися практически - (социально) значимых проектов: окончательно готовый продукт в виде самостоятельно изготовленного изделия имеет практическое, эстетическое значение, положительно воспринимается учащимися и окружающими.

    Данная программа реализуется в МБОУ «СОШ № 6» г. Югорска на протяжении 5 лет и показала свою эффективность.

    Примеры успешных проектов и их влияние на образовательный процесс

    В данной методической разработке представлены два успешных социально  - значимых проекта (Приложение 2,3).

    Проект «Традиция и современность: молодежная  сумка «шоппер» в лоскутной технике  своими руками» направлен на изучение  и  освоение техники  лоскутного шитья  с элементами лоскутной аппликации. Целью данного проекта было доказать, что  народные традиции создания изделий лоскутного шитья до сих пор актуальны и являются современным традиционным домашним занятием в области народных художественных ремесел.   Данная работа на XVI Межрегиональной конференции творческих исследований для детей и подростков «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее»   удостоена специальным дипломом.

    Второй значимый проект для образовательного процесса  - это творческий проект «Школьная форма», который был направлен на разработку уникальных и креативных моделей школьной одежды для учащихся, которые сочетают в себе качество, стиль и индивидуальность. Основная цель проекта — создать уютную, стильную и удобную форму, отвечающую всем требованиям школьной униформы. При реализации проекта  «Школьная форма» учащиеся провели социологический опрос, изучили историю школьной формы, подобрали материалы для костюмов, разработали эскизы и изготовили модели школьной формы своего класса. Эта работа была неоднократно представлена на семинарах, мастер – классов и на Дне открытых дверей в школе.

    Хочется отметить важность создания творческих проектов, как в урочной, так и во  внеурочной деятельности, направленные на нравственно-патриотическое воспитание детей путём вовлечения детей в общественно-полезную социально значимую деятельность. В нашей копилке таких проектов много: это  изготовление памятных подарков, открыток, сувениров ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и ветеранам труда, солдатам СВО и так далее. Создание таких творческих проектов действительно имеет большое значение для нравственно-патриотического воспитания детей. Такие проекты помогают вовлекать детей в общественно полезную и социально значимую деятельность, учат внимательному и заботливому отношению к пожилым людям и ветеранам, солдатам СВО.

    Проекты, выполненные учащимися, положительно влияют на образовательный процесс, так как:

    - позволяют обучающимся применять на практике полученные знания и навыки;

    - развивают творческие способности и критическое мышление;

    -формируют навыки коммуникации, командной работы и презентации результатов;

    -способствуют повышению учебной мотивации и пониманию практического применения школьных знаний.

    Выводы

     Материал усваивается детьми лучше при условии погружения в атмосферу творческого поиска, его заинтересованности, осознания полезности и важности выполняемой работы, что приводит к формированию умений ставить перед собой цель, искать рациональный способ ее достижения. На практических занятиях учащиеся преобразуют различные материалы и создают конкретные продукты труда. Им предлагается широкий выбор объектов труда, требующих базовых знаний науки и школьных дисциплин.

    В процессе творческой работы дети получают удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду. Выполнение проектов помогает школьникам учиться проводить исследования, выбирать оптимальные решения, оценивать свои способности и развивать творческие навыки. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

    Творческие проекты, разработанные в рамках программы, становились призёрами конкурсов различного уровня, а умение проектировать позволяет учащимся быть успешными в классном коллективе и в повседневной жизни. Всё это даёт возможность учащимся поверить в свои силы, адаптироваться в социуме, расширить круг своих друзей, мир позитивных увлечений, определиться с выбором профессии.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике