Казаковцева Елена Алексеевна, учитель технологии
Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать.
Л. Н. Толстой
Казаковцева Елена Алексеевна, учитель технологии
Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать.
Л. Н. Толстой
Актуальность темы «Творческий проект как условие развития личностного потенциала учащихся на уроках труда (технологии) и во внеурочной деятельности» обусловлена возрастающей ролью технологий в современном мире, потребностью школ в разработке эффективных методов обучения, которые направлены на воспитание творческой, активной и культурной личности. Предмет «Технология» предоставляет широкие возможности овладения различными приёмами творческой деятельности и развития личностного потенциала учащихся.
Образовательная область «Технология» является составной частью общего образования. Она была введена в 1993 году и включает в себя технический, обслуживающий, сельскохозяйственный труд и черчение. «Технология» формирует технологическую культуру личности и обеспечивает общеобразовательное понимание техники и технологий, знакомит с миром профессий и труда, а также позволяет овладеть метапредметными результатами образования на примере предметно-практической деятельности.
Современный урок технологии — это урок, на котором используются активные методы обучения, интеграция разных предметов и творческий подход. Такой урок учитывает индивидуальные особенности школьников, использует различные методы и технологии обучения, а также обеспечивает достижение планируемых образовательных результатов. Новые подходы в образовании основаны на использовании новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Проектная деятельность развивает у учащихся технологическую грамотность, командный дух, ответственность и творческий подход к решению задач, что способствует повышению мотивации и достижению образовательных результатов.
Цель методической разработки по теме «Творческий проект как условие развития личностного потенциала учащихся на уроках труда (технологии) и во внеурочной деятельности» — показать возможности использования метода проектов для создания положительной мотивации к самостоятельной и творческой деятельности; развитие личностных качеств и способностей учащихся; повышение творческой самостоятельности, усиление уверенности учащихся в собственных силах; актуализация и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях.
Гипотеза работы заключается в предположении о том, что использование метода творческих проектов в процессе обучения технологии является одной из значимых образовательных технологий, способствует развитию творческих способностей учащихся в области проектирования и изготовления изделий, способствует развитию личностного потенциала учащихся, стимулирует их активность, творчество, самостоятельность, развивает критическое мышление и навыки решения проблем.
Задачи методической разработки следующие:
Методы и способы обучения: использование метода проектов, творческих заданий, проблемных ситуаций и практических работ.
Организационные формы обучения: групповые и индивидуальные проекты, выставки, конкурсы и мастер – классы для демонстрации и оценки результатов работы учащихся.
Практическая значимость методической разработки: полученные результаты могут быть использованы при подготовке и планировании уроков, занятий внеурочной деятельности, а также для организации сопровождения проектных работ обучающихся.
Теоретико-методологическая основа метода проектов
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн - проекты, бизнес - проекты, шоу-проекты и т.д. Проекты окружают нас повсюду: от строительства дома до создания презентации на работе. Что же такое проект? Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед»): 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел».
Обратимся к словарю: «метод проектов»: система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов, как метод деятельностного подхода в обучении возник ещё в XVI
веке в архитектурных мастерских Италии. Долгую и достаточно продуктивную историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике можно разделить на пять этапов:
- 1590 – 1765 г.г.: начало проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы;
- 1765 – 1880 г.г.: использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его «переселение» на американский континент;
- 1880 – 1915 г.г.: использование метода проектов в производственном обучении и в
общеобразовательных школах;
- 1915–1965г.г.: переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу;
- 1965 г. – по настоящее время: новое «открытие» метода проектов, третья волна его
международного распространения.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что метод проектов не является новым в истории развития образования. Как метод деятельностного обучения он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ–идеалист Джон Дьюи. Метод проектов возник во второй половине XIX века в США на основе теоретических концепций прагматической педагогики. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Развитие системно -деятельностного подхода в середине ХХ века возродил интерес к использованию метода проектов в процессе обучения. Но свое «второе рождение» данный метод получил вместе с переходом к новой образовательной парадигме. Использование новой научно-методической основы, развитых информационных технологий позволили включить метод проектной деятельности в круг наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которого невозможно реализовать центральные установки современного образования: «научить детей учиться».
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности
школьников.
и во внеурочной деятельности.
Особенности и принципы проектных технологий в образовании.
Для развития творческих и познавательных процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности на уроках часто используются проекты. Проекты помогают ориентироваться в информационном пространстве и способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности учащихся, приобретении опыта решения практических задач и подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Классификация проектов на уроках может быть осуществлена по следующим основаниям:
Организация метода проектов на уроках технологии и во внеурочной деятельности предполагает создание условий для самостоятельной, творческой работы обучающихся под руководством учителя. Это помогает развивать мотивацию к обучению, творческие способности и навыки практической деятельности.
Проекты могут быть связаны с разработкой и изготовлением различных изделий, например, декоративных изделий, одежды, аксессуаров и т. д. Важно выбирать объекты труда, которые интересны учащимся и имеют практическое значение.
Метод проектов на уроках технологии позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, интегрировать знания и умения из разных школьных предметов, развивать творческие способности и познавательную активность учащихся.
Хочу поделиться опытом работы по организации проектной деятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Для примера приведу разработанную мною и сертифицированную программу дополнительного образования художественной направленности «Школьное ателье «Новый стиль» (Приложение 1).
Целью данной программы является формирование интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, направленных на раннюю предпрофильную ориентацию в области моделирования, конструирования и технологии изготовления швейного изделия с применением метода проектов. Программа ориентирована на разработку учащимися практически - (социально) значимых проектов: окончательно готовый продукт в виде самостоятельно изготовленного изделия имеет практическое, эстетическое значение, положительно воспринимается учащимися и окружающими.
Данная программа реализуется в МБОУ «СОШ № 6» г. Югорска на протяжении 5 лет и показала свою эффективность.
Примеры успешных проектов и их влияние на образовательный процесс
В данной методической разработке представлены два успешных социально - значимых проекта (Приложение 2,3).
Проект «Традиция и современность: молодежная сумка «шоппер» в лоскутной технике своими руками» направлен на изучение и освоение техники лоскутного шитья с элементами лоскутной аппликации. Целью данного проекта было доказать, что народные традиции создания изделий лоскутного шитья до сих пор актуальны и являются современным традиционным домашним занятием в области народных художественных ремесел. Данная работа на XVI Межрегиональной конференции творческих исследований для детей и подростков «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее» удостоена специальным дипломом.
Второй значимый проект для образовательного процесса - это творческий проект «Школьная форма», который был направлен на разработку уникальных и креативных моделей школьной одежды для учащихся, которые сочетают в себе качество, стиль и индивидуальность. Основная цель проекта — создать уютную, стильную и удобную форму, отвечающую всем требованиям школьной униформы. При реализации проекта «Школьная форма» учащиеся провели социологический опрос, изучили историю школьной формы, подобрали материалы для костюмов, разработали эскизы и изготовили модели школьной формы своего класса. Эта работа была неоднократно представлена на семинарах, мастер – классов и на Дне открытых дверей в школе.
Хочется отметить важность создания творческих проектов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, направленные на нравственно-патриотическое воспитание детей путём вовлечения детей в общественно-полезную социально значимую деятельность. В нашей копилке таких проектов много: это изготовление памятных подарков, открыток, сувениров ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и ветеранам труда, солдатам СВО и так далее. Создание таких творческих проектов действительно имеет большое значение для нравственно-патриотического воспитания детей. Такие проекты помогают вовлекать детей в общественно полезную и социально значимую деятельность, учат внимательному и заботливому отношению к пожилым людям и ветеранам, солдатам СВО.
Проекты, выполненные учащимися, положительно влияют на образовательный процесс, так как:
- позволяют обучающимся применять на практике полученные знания и навыки;
- развивают творческие способности и критическое мышление;
-формируют навыки коммуникации, командной работы и презентации результатов;
-способствуют повышению учебной мотивации и пониманию практического применения школьных знаний.
Выводы
Материал усваивается детьми лучше при условии погружения в атмосферу творческого поиска, его заинтересованности, осознания полезности и важности выполняемой работы, что приводит к формированию умений ставить перед собой цель, искать рациональный способ ее достижения. На практических занятиях учащиеся преобразуют различные материалы и создают конкретные продукты труда. Им предлагается широкий выбор объектов труда, требующих базовых знаний науки и школьных дисциплин.
В процессе творческой работы дети получают удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду. Выполнение проектов помогает школьникам учиться проводить исследования, выбирать оптимальные решения, оценивать свои способности и развивать творческие навыки. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Творческие проекты, разработанные в рамках программы, становились призёрами конкурсов различного уровня, а умение проектировать позволяет учащимся быть успешными в классном коллективе и в повседневной жизни. Всё это даёт возможность учащимся поверить в свои силы, адаптироваться в социуме, расширить круг своих друзей, мир позитивных увлечений, определиться с выбором профессии.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике